В конце 2009 года
на направлениях Москва – Санкт-Петербург и Москва – Нижний Новгород
планируется запуск нового скоростного электропоезда немецкого
производства Siemens Velaro RUS "Сапсан". На сегодняшний день на
российские железные дороги уже поставлено 4 состава Velaro, и еще
столько же ожидается в ближайшее время.
Один из составов уже проходит испытания на линии. На минувшей
неделе в рамках начала 5000-го пробега мне удалось прокатиться на нем
по маршруту Москва – Санкт-Петербург – Москва. От поездки до Нижнего
Новгорода я отказался по личным обстоятельствам.
«Сапсан» представляет собой десятивагонный состав, способный
работать как на постоянном, так и на переменном токе. Поезда для России
хоть и сделаны на базе стандартной платформы Velaro, но имеют ряд
конструкционных отличий: они шире и способны работать при более низких
температурах наружного воздуха. Максимальная скорость официально
составляет 250 км/ч, но во время испытаний Velaro RUS удалось разогнать
аж до 295 км/ч.
Пассажирам предлагается уровень комфорта, сопоставимый с
самолетным – удобные сиденья, отличная звукоизоляция и великолепная
плавность хода. Вагоны имеют двухклассную компоновку: головные – бизнес
класс, промежуточные – туристический класс. Отличий по минимуму: в
бизнес-классе черная обивка сидений, увеличенное расстояние для ног и
есть розетка между сиденьями для использования ноутбука или подзарядки
мобильного телефона.
По словам Андреаса Липпа, главного конструктора "Сапсана",
который в настоящее время руководит испытаниями поезда (кстати,
по-русски говорит он довольно хорошо), в настоящее время основная часть
исследований и доработок завершена и начинается обкаточная часть
испытаний. За время эксплуатации не выявлено никаких серьезных
неисправностей и недоработок. Все переделки, которые имели место, были
связаны в большей степени с неправильной трактовкой немецкими
инженерами «Правил технической эксплуатации железнодорожных дорог колеи
1520мм», действующих в настоящее время на сети РЖД.
В моторвагонном депо Металлострой для обслуживания "Сапсанов"
оборудован отдельный цех. При эксплуатации Velaro будет использоваться
планово-предупредительная система обслуживания и ремонта, однако
существенно отличающаяся от ныне используемой на сети. ТО
преимущественно будут заключаться в осмотре узлов и агрегатов и
диагностике компьютерного оборудования. Для серьезного ремонта
планируется привлечение немецких специалистов. В Москве и Нижнем
Новгороде в перспективе планируется строительство пунктов технического
осмотра.
Первая поездка с пассажирами запланирована на день Железнодорожника - первое воскресенье августа.