|
Главная » 2011 » Апрель » 12 » Как делают витражи
|
Каждый, кто хотя бы раз видел – в фильмах, на
картинах, а может быть и в
жизни – готический собор, вряд ли забудет его величественный силуэт с
могучими контрфорсами и стройными башнями, уходящими в самое небо. И
непременно в этом образе найдётся место прихотливым цветным лучам,
освещающим внутреннее убранство храма. Свет, проходя через витражные
окна, окрашивается, повинуясь прихоти художника, в самые разные цвета, а
сам закрывающий окно прозрачный узор будто бы пылает, пронизанный
солнечным светом. Недавно я побывал в витражной мастерской и узнал, как
же делают такие произведения стекольного искусства.
 1. Для меня съемка этого репортажа из цикла
"Ремёсла" стала особенной: до сих пор я делал репортажи только о
талантливых одиночках-кустарях. Но в этот раз, благодаря помощи Лейлы
Аль-Нуман (elenaleila) мне посчастливилось посмотреть, как работает
целая витражная студия "Александрия".
 2.
 3.
 4. Мастерская разместилась в подвале столичного
дома. У двери меня встретил улыбчивый мужчина - витражист Вячеслав – и
повёл по узкому коридору вглубь помещения. Проход был заставлен
прислонёнными к стенам готовыми витражами, переложенными картоном,
листами стекла и деревянными щитами. Мой провожатый зашел в одну из
комнат и пригласил меня пройти за ним. Я оказался в средних размеров
комнате: два больших стола, на одном из которых лежал собранный витраж.
Над узором с паяльником в руках согнулся ещё один витражист. «А мы как
раз витраж паяем. Тебе это может быть интересно – смотри, снимай» -
сказал мне второй мастер - Игорь.
 5.
 6.
 7. По стенам мастерской громоздились стеллажи с
разноцветными листами стекла. На верстаке, заваленном набросками,
кусочками стекла и инструментами, я увидел световой стол. Под подошвами
при каждом шаге скрипели и похрустывали мелкие осколки стекла.
 8.
 9.
 10. Пока я осматривал небольшую комнату и
готовил камеры, Вячеслав вернулся к работе – с паяльником в руках
склонился над столом, на котором лежала почти готовая работа. Соседний
стол был закрыт огромной калькой с макетом ещё одного будущего витража.
«Любой витраж начинается с эскиза, - начал рассказывать Вячеслав, водя
паяльником по стыкам стёкол, - Этот рисунок попадает в руки к художнику,
и он превращает картинку в схему – полноразмерную кальку, на которой
черными линиями отмечено положение модулей, а номерами – их цвета».
 11. Может показаться, что всю творческую работу
делает художник, а мастеру остаётся только вырезать по шаблону кусочки
нужного цвета, разместить их на схеме и соединить. Но это не так. От
мастера во многом зависит, насколько красивым будет готовое панно: как
точно он сможет вырезать стеклянные кусочки, насколько кропотливо
подобрать их форму и тонко соединить. И если вся эта работа, так или
иначе механическая, то работа с цветом требует от витражиста
художественного чутья и внимательности. Ему приходится работать с
материалом самого разного цвета и фактуры. Зачастую стеклянные листы
одной и той же марки могут разительно отличаться друг от друга. По
поверхности стекла проходят прихотливые разводы, оттенки смешиваются,
сменяя друг друга: красный цвет может плавно перетечь в розовый, а в
завитках и волнах появятся зелёные полосы. Бывает и так, что прозрачные
области сменяются непроницаемыми для света. Мастер должен почувствовать
все эти нюансы и вырезать из разноцветного стеклянного листа такой
кусочек, который бы идеально вписывался в общую картину.
 12.
 13.
 14. «Этот тип витража называется Тиффани. Не
знаю, откуда пошло название – может быть по имени создателя – сказал
Игорь не отрываясь от работы, - Когда мы уже вырезали все стёкла, каждое
из них обматывается тонкой лентой из медной фольги. Потом уже
обмотанные стёкла снова собирают в узор, швы обезжиривают флюсом и
спаивают. Вот и вся работа»
 15.
 16.
 17.
 18.
 19.
 20.
 21. Кроме Тиффани есть много других видов
витражей. Например, стёкла можно устанавливать и впаивать вот в такие
профили-протяжки
 22.
 23.
 24.
 25.
 26. Вячеслав отложил паяльник и критически
осмотрел работу. «Видишь, в центре прозрачное стекло с узором? Это
пескоструйная обработка – струёй песка под давлением вырезают узор.
Правда, это не мы делаем, нам такие стёкла привозят». Мастер отвернулся к
полке и снял с неё небольшую стеклянную чашку. Сильный запах тут же
резанул ноздри. «Это кислота, - пояснил Вячеслав, - сейчас патинировать
будем». С этими словами он опустил в чашку небольшую губку и провёл ей
по блестящим паяным швам – они тут же потемнели. «Было новое, стало
старое. У нас это очень любят», - с улыбкой сказал мастер.
 27. Справа шов до патинирования - светлый и
блестящий, а слева, блёклый и тёмный - после обработки кислотой
 28. Вячеслав и Игорь перевернули витраж и начали
спаивать швы с обратной стороны. Я посмотрел ещё немного за их работой,
но вскоре решил пойти поснимать в других мастерских. В соседней комнате
мастер, представившийся Дмитрием, подбирал стёкла для витража – обрезал
небольшие кусочки и смотрел, как они впишутся в панно. Дмитрий, вырезая
детали будущего витража, время от времени беззлобно шутил и с улыбкой
давал мне советы, что и как стоит фотографировать. Мастер работал, а я
всё рассматривал его руки: ловкие пальцы, исполосованные черными
насечками порезов и в паре мест обмотанные обмотанные пластырем. Может
быть кровное родство мастера и его работы - это нечто большее, чем
просто слова?
 29.
|
Категория: Обо Всём ! |
|
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
Меню сайта |
Информация Как делают витражи из мира всё самое интересное, фото и видео со всего света
|
|