|
Главная » 2011 » Апрель » 27 » Живопись стеклом (фото репортаж)
12:06 Живопись стеклом (фото репортаж) |
Часто мы говорим: все части мозаики сошлись. Конечно мы имеем ввиду, что
все события идеально собрались в единую картинку. Правда, без нашей
помощи вряд ли бы головоломка событий сложилась настолько удачно. В этом
мозаика нашей действительности не сильно отличается от настоящей
мозаики – картин выложенных из десятков, сотен и даже тысяч мельчайших
кусочков. Как создают такие картины, мне посчастливилось увидеть в одной
из мастерских студии витража «Александрия», куда меня пригласила
главный художник.
![Мозаика: живопись
стеклом Мозаика: живопись стеклом](http://bigpicture.ru/wp-content/uploads/2011/04/1604.jpg) 1.
![Мозаика: живопись
стеклом Мозаика: живопись стеклом](http://bigpicture.ru/wp-content/uploads/2011/04/2390.jpg) 2. Двадцать лет назад «Александрия» создавалась
как студия витража, и я уже рассказывал о том, как здесь работают в этой
технике. При создании витражей используется самое разное стекло – от
прозрачного, до плотного. Со временем остатков плотного, непрозрачного
стекла накопилось достаточно много, и в студии решили попробовать
пустить их в дело – начать выкладывать мозаику. С этого момента прошло
шесть, лет, и теперь мозаику можно смело назвать второй основной
специализацией студии. Для такой важной работы были обучены мастера и
оборудованы мастерские.
![Мозаика: живопись
стеклом Мозаика: живопись стеклом](http://bigpicture.ru/wp-content/uploads/2011/04/3266.jpg) 3. В одной из таких мастерских – просторном
помещении с высокими потолками – я и увидел, как собирают мозаику. Свет,
лившейся из высоких окон освещал огромные столы, на которых были
разложены картины разной степени готовности. По краям каждого стола
среди разбросанных кусочков стекла лежали всевозможные инструменты:
плоскогубцы, хитрой формы кусачки, стеклорезы, ножи и маркеры. Над двумя
мозаиками, склонившись, работали мастера.
![Мозаика: живопись
стеклом Мозаика: живопись стеклом](http://bigpicture.ru/wp-content/uploads/2011/04/4178.jpg) 4.
![Мозаика: живопись
стеклом Мозаика: живопись стеклом](http://bigpicture.ru/wp-content/uploads/2011/04/5158.jpg) 5.
![Мозаика: живопись
стеклом Мозаика: живопись стеклом](http://bigpicture.ru/wp-content/uploads/2011/04/6135.jpg) 6. У стен стояли высокие стеллажи с ваннами, в
каждой из которых лежали готовые модули - небольшие прямоугольные
кусочки стекла. Узкая, прижатая к стене лестница вела на небольшой
балкон. При каждом шаге под ногами поскрипывали и хрустели кусочки
стекла – мастера, чтобы не отрываться от работы, кидали обрезки прямо на
пол.
![Мозаика: живопись
стеклом Мозаика: живопись стеклом](http://bigpicture.ru/wp-content/uploads/2011/04/7118.jpg) 7.
![Мозаика: живопись
стеклом Мозаика: живопись стеклом](http://bigpicture.ru/wp-content/uploads/2011/04/8108.jpg) 8.
![Мозаика: живопись
стеклом Мозаика: живопись стеклом](http://bigpicture.ru/wp-content/uploads/2011/04/9107.jpg) 9.
![Мозаика: живопись
стеклом Мозаика: живопись стеклом](http://bigpicture.ru/wp-content/uploads/2011/04/10144.jpg) 10. На первый взгляд мозаика не сильно
отличалась от витража – те же самые кусочки стекла, которые надо
вырезать и вписать в картину. Но если присмотреться внимательнее, то
открывается целое море различий. «Всё начинается с картона – рисунка
будущей мозаики. Только если к витражистам он приходит с отмеченными
цветами – здесь будет желтый, здесь – синий, то мы просто видим общие
линии и эскиз», – Рассказал мне один из мастеров Андрей.
![Мозаика: живопись
стеклом Мозаика: живопись стеклом](http://bigpicture.ru/wp-content/uploads/2011/04/11175.jpg) 11.
![Мозаика: живопись
стеклом Мозаика: живопись стеклом](http://bigpicture.ru/wp-content/uploads/2011/04/12144.jpg) 12. Сегодня мозаику выкладывают двумя основными
способами. При одном стекло вырезается точно в размер какой-то области –
лепестка цветка или крыла стрекозы - сродни флорентийской мозаике. При
другом, более близком к римской мозаике, картинка собирается из
небольших прямоугольных кусочков. «Я не люблю стекло резать – ты сразу
зависишь от тех цветов, которые есть на готовом листе. Смальта ближе к
живописи – каждый модуль как мазок кисти. И здесь у нас гораздо больше
свободы – мы сами себе художники. Предположим, я решил, что на мозаике
волосы должны быть золотыми – и я их делаю золотыми».
![Мозаика: живопись
стеклом Мозаика: живопись стеклом](http://bigpicture.ru/wp-content/uploads/2011/04/13138.jpg) 13.
![Мозаика: живопись
стеклом Мозаика: живопись стеклом](http://bigpicture.ru/wp-content/uploads/2011/04/14136.jpg) 14.
![Мозаика: живопись
стеклом Мозаика: живопись стеклом](http://bigpicture.ru/wp-content/uploads/2011/04/15129.jpg) 15.
![Мозаика: живопись
стеклом Мозаика: живопись стеклом](http://bigpicture.ru/wp-content/uploads/2011/04/16124.jpg) 16. Но это далеко не единственное различие между
мозаикой и витражами. Работа здесь гораздо тоньше – иногда приходится
выкладывать модули размером немногим больше ресницы. А их ещё надо
вырезать из стекла и, при необходимости, отшлифовать. Подгонять модули
друг к другу приходится плотно, с мельчайшими зазорами. Неспроста
мастера называют такую работу ювелирной.
![Мозаика: живопись
стеклом Мозаика: живопись стеклом](http://bigpicture.ru/wp-content/uploads/2011/04/17118.jpg) 17.
![Мозаика: живопись
стеклом Мозаика: живопись стеклом](http://bigpicture.ru/wp-content/uploads/2011/04/18116.jpg) 18.
![Мозаика: живопись
стеклом Мозаика: живопись стеклом](http://bigpicture.ru/wp-content/uploads/2011/04/19112.jpg) 19. При необходимости модуль можно подшлифовать
на специальном станочке
![Мозаика: живопись
стеклом Мозаика: живопись стеклом](http://bigpicture.ru/wp-content/uploads/2011/04/20102.jpg) 20. «Модули мы обычно выкладываем, начиная с
какого-то конкретного элемента. Вот, например, ягода, - и Андрей показал
мне эскиз новой мозаики и начал водить пальцем вокруг угловатой
стилизованной ягоды, - Я в начале выложу её, потом ряд вокруг неё, потом
ещё ряд. Но иногда бывает и по-другому – вот посмотри, как работает
Андрюха, - и Андрей кивнул в сторону другого мастера, работавшего над
мозаичной иконой Николая Угодника, - он вначале выложил лик и кисти,
закрепил их и вставил в общее панно. А теперь уже вокруг них достраивает
всё остальное».
![Мозаика: живопись
стеклом Мозаика: живопись стеклом](http://bigpicture.ru/wp-content/uploads/2011/04/21134.jpg) 21.
![Мозаика: живопись
стеклом Мозаика: живопись стеклом](http://bigpicture.ru/wp-content/uploads/2011/04/22111.jpg) 22.
![Мозаика: живопись
стеклом Мозаика: живопись стеклом](http://bigpicture.ru/wp-content/uploads/2011/04/2391.jpg) 23. Большинство мозаичистов в мастерской имеют
художественное образование, но Андрей на мой вопрос о том, как он начал
заниматься мозаикой, с ухмылкой ответил: «Я сюда вообще в гараж пришел
работать, у меня образования художественного нет. Прихожу, а у меня
спрашивают: «Мозаику когда-нибудь выкладывал?» Ну я ответил, что нет.
Ничего, говорят, научим. Так научили, что я уже шестой год здесь
работаю».
![Мозаика: живопись
стеклом Мозаика: живопись стеклом](http://bigpicture.ru/wp-content/uploads/2011/04/2484.jpg) 24. Модули выкладывают на монтажной плёнке –
самоклеющимся листе, который держит кусочки стекла на месте. Когда вся
картина собрана, поверх неё лицевой части наклеивают аракал – ещё один
самоклеющийся лист. После этого мозаику переворачивают и снимают
монтажную пленку, а на её место ставят основу – особую ткань, на которую
окончательно приклеивают связанные аракалом элементы мозаики. Когда
модули прочно закрепятся на основе, ставший ненужным аракал снимают.
![Мозаика: живопись
стеклом Мозаика: живопись стеклом](http://bigpicture.ru/wp-content/uploads/2011/04/2585.jpg) 25. Мозаика по мотивам картины Густава Климта
"Водяные змеи". Над этой мозаикой Андрей безвылазно работал три месяца
![Мозаика: живопись
стеклом Мозаика: живопись стеклом](http://bigpicture.ru/wp-content/uploads/2011/04/2676.jpg) 26.
![Мозаика: живопись
стеклом Мозаика: живопись стеклом](http://bigpicture.ru/wp-content/uploads/2011/04/2773.jpg) 27. Такие хитрые манипуляции делаются для того,
чтобы художник при наборе видел лицевую часть мозаики – такую, какой она
станет после монтажа на основу. Существует, правда, и так называемый
обратный набор, когда мозаику собирают зеркально прямо на аракале.
Только вот стекло для мозаики – прихотливая вещь: часто одна сторона
может разительно отличаться от другой по рисунку и цвету, и предугадать.
Предугадать, как будет выглядеть мозаика в итоге, при обратном наборе
будет очень сложно. «А после этого начинается самое интересное –
затирание швов. Затирку подбирают под цвет модулей и при необходимости
подмешивают нужный колер. Но после этого работа может измениться до
неузнаваемости: отдельные участки посветлеют, другие потемнеют, а
некоторые цвета могут слиться. И сделать с этим ничего нельзя – остаётся
только каждый раз представлять, что получится в итоге».
![Мозаика: живопись
стеклом Мозаика: живопись стеклом](http://bigpicture.ru/wp-content/uploads/2011/04/2868.jpg) 28. Работа шла своим чередом — маленькие кусочки
стекла один за другим ложились на стол, складываясь в будущую картину. Я
закончил снимать, ещё немного посмотрел за работой мозаичистов и потом
вышел из мастерской. Перед уходом я заглянул в офис студии и встретил
там Лейлу. Мы разговорились — об искусстве, о фотографии, о внутренних
делах студии. «От любой работы можно устать, даже от творческой. Любой
художник может вымотаться, и тогда ему понадобится перерыв. Если мы
видим, что человек впал в ступор, то стараемся дать ему какую-то другую
работу — разобрать образцы, съездить куда-нибудь».
![Мозаика: живопись
стеклом Мозаика: живопись стеклом](http://bigpicture.ru/wp-content/uploads/2011/04/2966.jpg) 29. Под конец разговора Лейла достала из под
стола большую черную коробку с образцами стекла: «Сейчас я что тебе
покажу... если они тебе не понравятся, то ничего святого у тебя нет». С
этими словами она откинула картонную крышку, и моему взгляду предстали
ровные ряды тонких пластинок. С горящими глазами Лейла начала перебирать
их, и вскоре вынула одно стёклышко: внутри тонкого прозрачного
квадратика растекались причудливые разноцветные разводы. В толще
следующего квадратика будто бы выросла колония плесени, а ещё один
образец пронизали воздушные белые перья». «Когда уже всё надоело и нет
сил, то именно это помогает не опустить руки и двигаться дальше». И в
словах этих прозвучали чувства гораздо более глубокие, чем простая
преданность профессии.
|
Категория: Обо Всём ! |
|
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
Меню сайта |
Информация Живопись стеклом (фото репортаж) из мира всё самое интересное, фото и видео со всего света
|
|