Эти люди — постоянный объект насмешек банкиров и инвесторов,
обожающих задавать язвительные вопросы. Кто готов платить за лошадей
размером с собаку или летающие бумажные фонарики? Кому можно продать
надувные танки в натуральную величину? Как вы собираетесь монетизировать
аэродинамическую трубу или свою любовь к животным?
В этой фотоподборке — бизнесмены, чья смелость не может не вызывать
восхищения. Потому что верить в успех и вкладывать деньги в, казалось
бы, совершенно безнадежные предприятия могут только поистине смелые
люди.
Количество этих смельчаков и энтузиастов увеличивается, их пример
заразителен. Неудивительно, что постоянно пополняется и наша
фотогалерея. А их занятия уже не вызывают усмешки. Кому нужны услуги
кладоискательской конторы или валуны из каменной крошки? Как производить
снайперские винтовки или факелы для факиров? Однажды кто-то задает себе
подобный вопрос и начинает строить новую жизнь.
Люди любят пострелять. Алексей Яковлев этим воспользовался
«Никогда не думал, что в кризисные времена так нужны луки и
арбалеты», — удивляется Алексей Яковлев. Этим летом выручка его компании
«Интерлопер» в пересчете на доллары выросла вдвое по сравнению с теми
же месяцами прошлого года. Яковлев признателен кризису не только за рост
доходов, но и за разорение массы мелких импортеров, досаждавших ему
демпингом. Он считает себя основателем российского рынка метательного
оружия и свою нынешнюю долю оценивает в 60%.
Яковлев создал «Интерлопер» в 2003 году, после двух неудачных попыток
заняться рекламой и нескольких лет работы наемным директором по
маркетингу. Как-то раз, вспомнив о детском увлечении, он захотел купить
спортивный лук, но не нашел в московских магазинах ничего приличного.
Так Яковлев обнаружил свободную нишу. В партнеры позвал приятеля —
Михаила Кодинцева. Они закупили в США разного снаряжения на $10 000.
Стартовый капитал окупился в первый же год.
Со временем Яковлев наладил выпуск оружия и мишеней под собственной
маркой «Интерлопер» и занялся созданием тиров «под ключ». В 2008 году он
продал импортных и своих луков, арбалетов, стрел и аксессуаров на $5
млн. Яковлев с нетерпением ждет, когда в России будет принят новый закон
об охоте, разрешающий использовать натяжное оружие. Спрос на него тогда
вырастет примерно в 3–4 раза, считает он. А у «Интерлопера» уже есть
свыше 200 дилеров по всей стране и эксклюзивные договоры с крупными
производителями. «Не знаю, насколько мы справимся, но в любом случае
заработаем хорошо, — говорит Яковлев. — Ни у кого из конкурентов нет
таких возможностей».
Николай Сатуров облагораживает камины
Уходите от массовых продуктов к нишевым. Этот лозунг, продвигаемый
разномастными гуру маркетинга, сам того не ведая воплотил в жизнь
Николай Сатуров. В начале 1990-х годов бывший начальник стекольного цеха
открыл кустарное производство тарелок под гжель, то есть массового
продукта. Потом переключился на подарочные блюда и чаши с росписью, на
них до сих пор приходится 20% выручки его завода «НикАнд»,
расположенного в здании бывшей школы на окраине подмосковного Нахабино.
Основная специализация фирмы Сатурова теперь — фарфоровые изразцы. После
первого же заказа бизнесмен понял, что это золотая жила: на камины люди
готовы тратить большие деньги.
Сам он давно ничего руками не делает. «Я менеджер, — говорит Сатуров.
— Мое дело нанять художников и обеспечить им условия для работы».
Каждая фарфоровая плитка изготавливается вручную и обходится заказчику
от $5 до $25. Сейчас «НикАнд» делает от двух до четырех каминов в месяц,
средняя стоимость заказа — около $15 000, самый дорогой стоил €80 000.
Сатуров утверждает, что может сделать любой камин — в голландском,
немецком, русском или другом стиле. Один, например, был украшен
портретом ротвейлера. «Клиент захотел, — пожимает плечами
предприниматель. — Разве откажешь?»
Александр Шмыков поставил производство валенок на широкую ногу
«Предприятие неплохое, но, конечно, беспорядок был, на территории
трактора застревали», — вспоминает Александр Шмыков, нынешний владелец
«Ярославской фабрики валяной обуви». Основанное еще в 1904 году
предприятие при советской власти работало в основном на армию. В 1995
году фабрика обанкротилась. Шмыков, тогда промышлявший оптовой
торговлей, приобрел ее в 1997 году за 1,5 млн рублей. Пришлось
заниматься модернизацией сбыта и производства, улучшить качество:
контролеры ощупывают каждое изделие в 18 точках. Освоили вышивку,
аппликацию, термопечать. Основной клиент — мелкие оптовики, которые
потом развозят валенки по рынкам и обувным магазинам. Отдельная статья
дохода — сувенирные валенки с вышитым логотипом компании. По данным
системы «СПАРК» агентства «Интерфакс», в 2008 году выручка фабрики
составила 132 млн рублей. Есть и экспорт: «500 пар в Норвегию отправлял,
пару тысяч финнам, 6000 пар в Италию на горнолыжные курорты», —
перечисляет Шмыков.
Оставшись без работы, Лилия Сипач продолжает зажигать
Год назад Лилию Сипач уволили. Издательский дом Gameland, где она
работала PR-директором журнала Smoke, в течение месяца сократил половину
штатных сотрудников. Найти новую работу было трудно, и девушка решила,
что пора начать свое дело. Тем более что идея была. Лилия несколько раз
проводила промоакции журнала Smoke, устраивая для читателей закрытую
дегустацию сигар и коньяков, и заметила, что участники таких встреч
охотно покупали представленные продукты. Проконсультировавшись с бывшими
коллегами из рекламного отдела Gameland, Лилия составила бизнес-план,
зарегистрировала ИП и стала устраивать заседания Smoke Gentlemen’s Club
самостоятельно.
База данных состоятельных людей, увлекающихся сигарами, у нее была
(для них заседания клуба бесплатны). Были и связи с площадками, которые
можно арендовать под подобное мероприятие. Все расходы Сипач покрывает
за счет спонсоров. Обычно приглашает три неконкурирующие компании:
сигарную фирму, коньячного дистрибьютора и продавца товаров из сегмента
luxury. За доступ к членам клуба они платят в общей сложности около 600
000 рублей, а кроме того, предоставляют скидки на свою продукцию. С июля
2009 года Сипач провела уже семь заседаний, на них устраивались
презентации часов, обуви, ювелирных изделий. «Люди не только сами охотно
приходят, но и приглашают своих друзей или бизнес-партнеров, чтобы
пообщаться в непринужденной обстановке», — говорит Сипач. Весной она
хочет устроить выездное заседание клуба где-нибудь во Франции, в
коньячном шато.
Денис Шадрин и Денис Векар нашли способ делать дизайнерские яхты
недорого
Катер из красного дерева возле ангара в подмосковной Балашихе
смотрится странно. До ближайшего водоема — километров тридцать, но
владельцев верфи Ost Yachts, яхтсменов Дениса Шадрина и Дениса Вакара
это не смущает — аренда дешевая.
Ost Yachts с 2002 года строит гоночные яхты, катера и лодки по
проектам известных дизайнеров. Права на готовую модель обходятся в
$1000–14 000. Все материалы импортные. Но получается все равно на 30%
дешевле, чем та же модель, изготовленная за границей.
Компаньоны (оба выпускники МАИ) предпочитают штучную работу —
строили, например, реплику драккара (старинного корабля викингов),
восстанавливали немецкий парусник 1936 года. Сейчас в работе гоночная
сорокафутовая яхта (она обойдется клиенту в €250 000).
«Лучшее, во что мужчина может вложить деньги, — это постройка яхты», —
уверен Шадрин. Для тех, кто думает так же, компания скоро начнет
продавать наборы заготовок, из которых можно собрать небольшую лодку.
Владислав Лобаев — единственный в России частный производитель
снайперских винтовок
Владелец оружейной компании «Царь-пушка» Владислав Лобаев стреляет из
винтовки собственной конструкции по мишени с дистанции 2,3 км. Из пяти
выстрелов трижды попадает в цель. Редкая кучность.
Вообще-то Лобаев по образованию философ — в середине 1990-х он
защитил в МГУ диссертацию о воззрениях лютеранского теолога Рудольфа
Бультмана. Параллельно Лобаев работал заместителем директора сыскного
бюро «Алекс», от которого в 1996-м съездил на стажировку в США. Из
Штатов Лобаев вернулся фанатом бенчреста — стрельбы на дальние
расстояния. Стал занимать призовые места в чемпионатах, создал сборную,
начал вникать в технологии оружейного дела. В итоге получил единственную
в России лицензию на серийный выпуск снайперских винтовок. Побегать,
конечно, пришлось, но помогло, что в силовых ведомствах призера
международных соревнований знали.
Сегодня в цехах компании в Тарусе (Калужская область) работает 15
человек. По словам Лобаева, это одно из крупнейших производств
дальнобойных винтовок в мире. Масштаб вынужденный: из-за сложностей с
покупкой стволов, затворов и лож «Царь-пушке» приходится самой выпускать
все компоненты. Винтовки Лобаев делает только на заказ — и частным
лицам (охотничьи), и силовым структурам. Оговорить можно все — от
калибра до длины ствола. В прошлом году Лобаев выпустил больше 80
стволов на 20 млн рублей, в этом году рассчитывает продать оружия как
минимум на $1 млн: спрос восстанавливается.
Владимир Порываев ищет сокровища по заказу
За год Владимир Порываев — владелец «Кладоискательской конторы
Порываева» — получает 20–30 заявок о спрятанных ценностях. Из них
срабатывают не более пяти. Однажды Порываев искал золото для наследников
умершей старушки, знавших, что та где-то хранила царские червонцы — они
нашлись в ножке железной кровати. В другой раз с ним связался отставной
милиционер из провинции, который еще в 1960-х слышал историю о кладе на
заброшенном хуторе. На второй день поисков Владимир обнаружил там
чугунок с золотыми монетами.
Почти каждый рассказ Порываева о сокровищах похож на сказку. Он сам
не всегда уверен в реальности клада, даже когда берется за заказ. Но
если клиент готов платить — зачем отказываться? Владимир также может
снарядить и натренировать желающих самостоятельно искать клады и даже
подсказать, куда стоит поехать. «Люди от природы склонны к поиску», —
считает Порываев. Сам он ходит с металлоискателем с 1995 года, свою
контору создал в 2003 году. Три магазина в Москве (металлоискатели,
экипировка, карты, литература) вместе с заказами приносят ему 7–8 млн
рублей выручки в год. Это не считая дохода от продажи своей доли
найденного. Например, в случае с хуторским сокровищем Порываеву
досталось 15% клада.
Зачем Иван Михайлов рекламирует валуны
Свои камни Иван Михайлов действительно собирает — из стекловолокна,
эпоксидной смолы и каменной крошки разного цвета для наружной отделки.
Получается искусственный валун. По виду совсем как настоящий. По цене,
кстати, тоже — 3500 рублей за «камень» диаметром 80 см. Почему же их
покупают? «Мои валуны гораздо легче натуральных, в легковой машине можно
запросто увезти десяток, — поясняет предприниматель. — К тому же они
полые внутри, их можно использовать, чтобы спрятать крышку люка, кран,
трубу».
Искусственные камни производят и другие фирмы, но лишь Михайлов
отважился сделать их своей специализацией. В сезон (весной и ранней
осенью) он ежемесячно продает до 600 «камней». В этом году
предприниматель разместил 10 рекламных щитов на основных магистралях
Подмосковья. Недешево, но реклама окупается. «Многие просто не знают,
что такой товар в принципе существует», — говорит Михайлов. Так что
насчет рынка сбыта он спокоен: есть куда расти.
Константин Брусков зарабатывает на высоте 200 метров
Путь от крыши 48-этажной высотки в московском Сити до земли — или
«вес», как называют его альпинисты, — занимает у сотрудников компании
Sky Worker, одной из старейших на рынке, полтора-два часа. Фасад такого
здания бригада из десяти профессионалов может вымыть за 20 рабочих дней.
За плечами Константина Брускова, владельца Sky Worker, восхождения на
Эльбрус и пик Ленина. Мытьем фасадов и окон он занялся еще в 1997 году в
одиночку. Сейчас в штате 15 человек. Конкурентов с тех пор появились
сотни. За счет чего выживает компания? Во-первых, у Брускова железная
дисциплина. «Промышленные альпинисты славятся раздолбайством — вообще
могут не прийти на объект», — говорит предприниматель. В его компании за
опоздание и прогул увольняют сразу. Во-вторых, помимо мытья, сезонной
работы на весну и осень, Sky Worker очищает кровли от снега зимой, а
летом красит и ремонтирует фасады.
В прошлом году оборот упал почти на 13%: стройки встали, ремонтные
работы были заморожены. Сейчас, говорит Брусков, заказчики возвращаются.
Дмитрий Сажин — главный поставщик для российских факиров
Дмитрий Сажин, совладелец компании Firemag, торгующей оборудованием
для огненных шоу, начал крутить цепи с фитилями на концах (пои) еще во
время учебы на географическом факультете МГУ. С инвентарем тогда были
проблемы. Сажин, например, сделал себе пой, распотрошив бронежилет:
ткань кевлар, используемая в их производстве, если пропитать ее
керосином, горит, но не сгорает.
В 2006 году Сажин решил заняться производством поев, а заодно
факелов, огненных шестов, вееров и пр. Теперь более полусотни товаров из
300 наименований его интернет-магазина — собственного производства.
Бронежилеты он больше не потрошит, кевлар заказывает на оборонном
заводе. После пожара в «Хромой лошади» наладил в Китае производство
электрических поев и шестов: такие игрушки безопасны в закрытых
помещениях.
Свою продукцию Сажин в основном рекламирует через социальные сети, но
лучше всего этот товар продается, если лично показывать, как он
работает. Предприниматель не вылезает с фестивалей и вечеринок, где
вместе со своими сотрудниками крутит пои, пускает огонь и жонглирует
булавами. Результат: ежемесячные продажи не опускаются ниже 300 000
рублей.
Данила Андреев может оборудовать бункер в вашем доме на Рублевке. На
всякий случай
Предприниматель Данила Андреев дарит своим клиентам необычный
корпоративный подарок — оранжевую аптечку АИ-2. Такие раньше пылились
под стеклом в кабинетах ОБЖ. Внутри — препараты, которые нужно принимать
при поражении радиоактивными или отравляющими веществами. И это не
шутка. Компания «Спецгеопроект», которой руководит Андреев, проектирует,
строит и обслуживает частные убежища — железобетонные бункеры. В год
компания выполняет пока 3-4 заказа, но количество частных убежищ в
России будет расти.
Монтай Иманов — единственный в мире производитель морозоустойчивых
зорбов
Странно, что это развлечение до сих пор у нас не прижилось. Чем оно
хуже гонок на снегоходах? Называется зорб. Человек залезает в капсулу,
расположенную внутри пластикового шара. Шар сталкивают с холма или со
специально построенной горки. Даже при скорости 35 км/ч ощущения почти
как в невесомости.
Бывшие телепродюсеры из Екатеринбурга Монтай Иманов и Алексей
Караваев, прокатившись на такой штуке в Новой Зеландии, решили, что в
России аттракциону гарантирован успех. Они заказали шар из США
(новозеландский оказался не по карману) и начали сдавать его в аренду.
Так появилась Zorb Event Company.
Со временем партнеры поняли, что делать шары в России дешевле и их
можно не только сдавать на время организаторам какого-нибудь фестиваля
пива, но и продавать — например, владельцам пляжей или домов отдыха.
Так и поступили, решив по ходу сделать морозоустойчивую версию зорба.
В прошлом году компания продала семь шаров, за полгода 2006-го — уже
дюжину (по цене 180‑000–230 000 рублей за штуку). Клиенты пока не
выстраиваются в очередь, но наполеоновских планов Иманов и не строит. «Я
бы не хотел, чтобы зорбинг превратился в массовое увлечение», — честно
признается он. К тому же его фирма, научившись работать с пластиковыми
конструкциями, придумала, чем себя еще занять. С недавних пор Zorb Event
Company предлагает другие странные аттракционы. В ассортименте —
мыльный футбол (игроки гоняют мяч по щиколотку в мыльной воде, залитой в
резиновый бассейн) и банджи-бол, где футболисты привязаны жгутами к
краям резинового поля.
«Актеры» Андрея Шишкина много снимаются, но редко попадают в титры
Столичный ВГИК ежегодно поставляет российской киноиндустрии два
десятка актеров. Петербуржец Андрей Шишкин еженедельно снабжает «фабрику
грез» животными: птицами, овцами, крысами, свиньями и даже мухами.
На последних, кстати, большой спрос. «В каждом фильме, где есть
тюрьма или труп, нужны мухи. Раньше такой возможности не было и
режиссеры обходились без них, — рассказывает 25-летний предприниматель. —
А теперь, когда мы предлагаем мух, заказчики обращаются постоянно».
Следуя за спросом, Шишкин продает киношникам первоклассный товар. Он
специально завозит из Чехии личинок особо крупных мух, которых хорошо
видно в кадре. Тысяча отборных насекомых обойдется в 1500 рублей, и это
на один дубль, поскольку «актеры» сразу разлетаются и приходится брать
новых. Самая свежая работа с мухами Шишкина — фильм «Трудно быть богом».
Этот странный бизнес вырос из юношеского увлечения: в 1997 году
Андрей с друзьями создали сокольничий клуб «Кречет», где тренировали
птиц для соколиной охоты. В 2000-м, чтобы заработать какие-то деньги,
они решили подготовить шоу с птицами. Друзья и сейчас по нескольку раз в
месяц выезжают с дрессированными пернатыми на различные праздники и
корпоративные мероприятия, получая гонорар до $3000. Но основные деньги
им приносит кино: у «Кречета» бывает до 15 съемочных дней в месяц, а
стоимость одного дня — от $100 до $1000.
Шишкин таким поворотом судьбы доволен: «Когда с утра надо на съемки
ехать, а свинья не в настроении и не хочет в багажник машины лезть, вот
тут-то веселье и начинается».
Станислав Кругликов дорого продает книги, интересные узкому кругу
лиц
Вы наверняка удаляли спам «Узнайте происхождение вашей фамилии!». А
вот предприниматель Станислав Кругликов, торгующий сеновязальным
шпагатом, воспользовался услугами составителей генеалогий и в итоге сам
занялся этим бизнесом. Созданное Кругликовым агентство «Семейный архив»
выпускает на заказ «семейные энциклопедии». Тома в кожаных переплетах
содержат разные сведения из истории предков клиента — письма,
фотографии, краеведческие заметки. В штате агентства 12 сотрудников,
которые работают в архивах, берут интервью у родственников и знакомых.
Самому Кругликову таким образом удалось за два года обнаружить 1872
родственника. Историю своего рода в восьми томах он теперь демонстрирует
потенциальным клиентам.
Как идет бизнес? Агентство выполнило уже около десятка сторонних
заказов. Фиксированная плата за исследование самой возможности издания
книги про тот или иной род — $5000. Полная стоимость издания зависит от
глубины проработки материала и сроков.
«Мы себя позиционируем не как специалистов по генеалогии, а как
издателей», — говорит Кругликов. Фамилий клиентов он не называет.
Приносит ли агентство прибыль? По словам Кругликова, вложенные в проект
10–15 млн рублей он еще не вернул, но надежды выйти в ноль не теряет.
Трубочист Сергей Курносов контролирует миллион дымоходов в
Петербурге
C наступлением холодов сотрудники британского консульства в
Санкт-Петербурге стали падать в обмороки. Впору заподозрить диверсию?
Трубочист в четвертом поколении Сергей Курносов быстро установил причину
недомоганий. Незадолго до описываемых событий англичане восстановили
газовые камины в здании консульства, а старые дымоходы никто не
проверил. Продукты горения поступали прямиком в отапливаемые помещения.
Прапрадед Курносова чистил печные трубы в лучших домах столицы
Российской империи. При советской власти в дома провели центральное
отопление, камины замуровали, а дымоходы сделали частью вытяжной
вентиляции — за ее эксплуатацией следил дядя Курносова. Сам Курносов
создал ООО «Петербургский трубочист», которое занимается сразу всем: и
дымоходы под восстановленные камины чистит (1000-1500 рублей за канал), и
вентиляционные системы строит, и кошку из печной трубы вытащит, если
надо будет. По договору с властями компания Курносова следит за
состоянием миллиона воздуховодов и дымоходов в старых домах Выборга и
Санкт-Петербурга, в том числе в Эрмитаже и Русском музее. На Курносова
работает около 80 трубочистов. Вот только форменные черные цилиндры они
надевают только по праздникам. Раньше цилиндр был рабочим инструментом:
вложив в шляпу сменный мешочек, трубочист ссыпал в это «ведро»
извлеченную из трубы золу. Сейчас и золы меньше, и пластиковые пакеты
удобнее цилиндров.
Люди хотят жить красиво? Эдуард Сахбиев решил, что им могут
понадобиться экипажи
Предприятия группы «КамАЗ» из Набережных Челнов в прошлом году
произвели 43 344 грузовика. Местный предприниматель Эдуард Сахбиев тоже
выпускает транспортные средства, только размах его деятельности гораздо
скромнее — всего 17 изделий за год. Зато каждое ручной работы. Самые
дешевые из палаточной ткани, жести и пластика, дорогие — с дугами из
вяза, коваными завитушками и кожаными сиденьями. Фаэтон в стандартной
комплектации стоит 180 000 рублей, дальше все зависит от фантазии и
платежеспособности клиента.
Первую карету лесник Сахбиев и его партнер Мунавир Салихов,
разбирающийся в технике, сделали шесть лет назад. Работали целый год
методом проб и ошибок — никаких литературы и чертежей у них не было.
Чтобы понять, какого размера должны быть пропорции экипажа, мелом
рисовали на полу лошадь. Прочность рессор испытывали, привязывая карету к
«девятке». «Все знакомые крутили пальцами у виска», — вспоминает
Сахбиев. А зря — за каретами выстроились в очередь владельцы свадебных
салонов, гостиниц и турфирм. Треть заказчиков, как ни странно,— частные
лица, покупающие фаэтон для себя или в подарок.
Теперь Эдуард Сахбиев руками уже ничего не делает, успевает только
руководить. «Надоело это. Хочу заняться дизайном, а для рутины нанять
управляющего директора», — мечтает каретных дел мастер.
Взлом сейфов приносит Геннадию Горбунову пусть небольшие, но
реальные деньги
Пару лет назад жизнь одного столичного банка была поставлена под
угрозу: уволенный со скандалом сотрудник поменял код на двери в денежное
хранилище и исчез. Проведя несколько дней в метаниях между ненавистью и
отчаянием, руководство банка решило: резать! Но приглашенный специалист
по сейфам, глава компании «Левша» Геннадий Горбунов, за полтора дня и
$5000 открыл хранилище без насилия и повреждений.
«Сейфов, которые нельзя было бы вскрыть, не существует», — уверяет
Горбунов. Подполковник в отставке, отслуживший три десятка лет в милиции
и ОБХСС, знаком с предметом не понаслышке. После выхода на пенсию в
начале 1990-х Горбунов сам торговал сейфами. Клиенты часто теряли ключи,
забывали коды и обращались к продавцу с просьбой открыть замок,
подобрав отмычку или «прозвонив» шифр. Бывший следователь отказывался до
тех пор, пока не получил заманчивое предложение: в одном хранилище
пропали ключи сразу от сотни сейфов.
По старым каналам Горбунов нашел профессионального «медвежатника» и
приставил к нему своих работников. На второй день работники уже сами
могли вскрывать сейфы. Сейчас эта деятельность составляет основу дохода
компании «Левша» (чуть больше $100 000 в год). «Эта работа требует
постоянного повышения квалификации. Если знать устройство замка, вскрыть
сейф можно за несколько минут. А с новыми моделями приходится
повозиться», — говорит Геннадий Горбунов. Практики ему хватает, «Левша»
вскрывает до 1000 замков в год.
Александр Неврединов поставил производство лягушачьих лапок на поток
Перед вами постановочный кадр, сделанный в Москве в мае. На самом
деле урожай лягушек собирают под Астраханью, глубокой ночью и по осени.
Пруды в это время спускают, земноводные мигрируют в более глубокие
водоемы, в этот момент их слепят фонариками, они цепенеют и легко даются
в руки.
Ихтиолог (точнее, герпетолог) Александр Неврединов выращивает лягушек
в арендованных прудах с 2000 года. За полгода особи набирают вес
120-150 г, треть которого приходится на лапки. Эту часть лягушачьего
организма и закупают рестораторы из столицы, а также розничные сети
(цена — 80 рублей за упаковку 250 г). «Полгода пришлось всех угощать,
чтоб распробовали», — вспоминает Неврединов. Живых особей он
экспортирует во Францию, где вытяжку из шкурки используют в производстве
кремов. В год этот бизнес дает выручку примерно $400 000. Правда,
деньги теперь считает жена Наталья — бизнесмен устранился от дел,
перейдя на работу в областное правительство.
Шашлыки и поездки к друзьям на дачу надоели? Евгений Матузов
предлагает отдохнуть, переодевшись в костюмы ковбоев
Фирма Леонида Дрецера делает пневмофигуры для праздников, выставок и
рекламных кампаний
На Леонида Дрецера, владельца компании «Эдвенче» из Санкт-Петербурга,
работают два десятка сотрудников и 10 аэроменов — надувных фигур
высотой от 4 до 7 м, которые совершают хаотичные движения, повинуясь
потоку воздуха от закрепленных на земле вентиляторов. Дрецер сдает
аэроменов в аренду за 6000–10 000 рублей в день. Кроме них фирма
конструирует и шьет надувные сцены, костюмы, копии любых продуктов для
рекламных целей. Бутылка йогурта «Чудо»? Ботинок Ralf Ringer? Автомобиль
Scania? Не проблема.
Идея родилась в 1993 году, когда Дрецер сшил из ткани для курток
воздушный шар, чтобы привлечь внимание к выставочному стенду своей
фирмы, выпускавшей туристическое снаряжение. А через три года он
полностью переключился на пневмоконструкции. В месяц у него бывает
несколько десятков заказов. «Эдвенче» — единственный крупный
производитель таких конструкций в Питере. Для справки: в Москве работает
шесть фирм.
«От нас ждут креативных решений, а это значит, что работать
интересно», — говорит Дрецер. Объем доходов он не раскрывает. Но
создание фигуры произвольной формы высотой 3 м для постоянной
эксплуатации на улице, например, обойдется заказчику в 72 000 рублей.
Шары, арки, бутылки стоят дешевле.
Леонид Горянский разводит скакунов, на которых нельзя ездить
Лошадь на фотографии живая, пропорции не искажены. «Благородны, как
арабский жеребец, только в 10 раз меньше», — описывает своих питомцев
Леонид Горянский, единственный в России коннозаводчик, работающий с
породой «американская миниатюрная лошадь». Быть первопроходцем в этом
деле сложнее, чем торговать грузовиками (его прежний бизнес). Только на
регистрацию новой породы в Минсельхозе у них с женой Аллой ушло два
года. «Строчка «сельскохозяйственное назначение» в паспорте осталась
незаполненной. Ни надоя, ни мяса мы не даем», — смеется Горянский. Рост
мини-лошади — не выше 86 см в холке, вес — до 70 кг, цена — от $15 000.
Покупают их для забавы или чтобы с пеленок приучить наследника к
верховой езде. Cейчас на ранчо Горянских в 100 км от Москвы обитают три
десятка лошадей. За три года продано всего 35 животных, цель — по пять в
месяц. Бизнесмен докупил землю: на 18 га будет выращивать нежные
кормовые травы. Пока его лошадки питаются импортным сеном и мюсли.
Казино закрываются? Алесе Дмитриевой это на руку
Эту дату знают все. С 1 июля 2009 года казино, игорные залы должны
переехать в специально выделенные зоны. До ближайшей из них от Москвы
два часа лету. В выигрыше — арендаторы коммерческой недвижимости (им
достанутся новые площади), администрация будущих зон (без объяснений) и
люди вроде Алеси Дмитриевой.
Последние пять лет Дмитриева, юрист по образованию, работала крупье. А
год назад она открыла «выездное казино» Zero-Zero. Под закон об игорном
бизнесе ее заведение не подпадает: это всего лишь форма организации
вечеринки, игра ведется на условные деньги. В конце вечера, впрочем,
можно провести аукцион, и обладатель большего количества «фантиков»
получит шанс «купить» самый дорогой лот. «Предложения провести игру на
деньги постоянно поступают, но мы от них отказываемся», — уверяет
Дмитриева. За год в Москве появилось с десяток подобных контор. Порог
входа? Дороже всего — около $6000 — стоит колесо рулетки, игровой стол
под него — $2300, столы для карточных игр — около $2000. Гонорар крупье —
2500-4000 рублей за смену. Аренда одного стола обходится клиенту в 20
000-30 000 рублей. Можно ли заработать на игре? Дмитриева окупила все
оборудование за два месяца.
Екатерина Стельмащук — единственная женщина, производящая в России
пулестойкие шлемы
Екатерина Стельмащук, основательница фирмы «Омнитек», чьи каски и
пожарные шлемы носят сотрудники МВД, МЧС и даже службы судебных
приставов, расписывает свою продукцию так, будто речь идет о дамских
шляпках. Только технология сложнее: шлемы делают из прочной арамидной
ткани, 20 слоев которой склеивают специальными смолами.
О свойствах этой ткани Стельмащук узнала, работая в российском
представительстве химического концерна Akzo Nobel. Уволившись,
арендовала цех под Москвой и начала делать арамидные шлемы из импортных
материалов. Рынок она знала неплохо.
«Каски из металла тяжелые и неудобные», — описывает недостатки
массовой продукции предпринимательница. Конкурировать за госзаказ
трудно, для подстраховки фирма выпускает каски для игры в пейнтбол,
торгует импортными бронещитами. Годовой выручкой — не более миллиона
долларов — Стельмащук довольна.
Чтобы научить россиян играть на балалайках, Валерий Гребенников
научил китайцев их делать
Балалаечник Валерий Гребенников 10 лет гастролировал по всему миру и
даже однажды пил чай с Маргарет Тэтчер. Он и теперь частый клиент
международных авиалиний: три месяца в году проводит в Китае. Гребенников
— один из крупнейших в стране производителей балалаек. В китайском
поселке Тайшинь у него небольшая мастерская. Почему в Китае?
Гребенников — мастер по изготовлению и реставрации струнных
инструментов. Концертная балалайка его работы стоит около $2000. Но
чтобы понадобилась такая балалайка, человеку нужно научиться играть. «В
России есть династии балалаечных мастеров, но приличный инструмент
дешевле 12 000 рублей не купишь, — говорит Гребенников. — Для учеников
музыкальных школ, особенно из провинции, это дорого».
Поэтому четыре года назад он затеял производство в Китае, вложив
занятые у друзей $20 000 в создание мастерской на паях с местным
производителем скрипок. Китайские балалайки продают в Москве по 7000
рублей. В прошлом году мастерская в Тайшине изготовила 240 балалаек, 100
альтовых домр и с десяток гуслей. В этом году планируется увеличить
производство вдвое: спрос растет.
Вера Ивахина создала самую маленькую авиастроительную компанию в
России
Комфорт как у самолета, а обзор как у вертолета», — Вера Ивахина не
устает нахваливать свое новое увлечение. Юрист по образованию, мать
троих детей, вот уже полгода она проводит больше времени не в Москве,
где живет семья, а в Воронеже. В бывших цехах местного авиастроительного
предприятия она пытается наладить серийное производство легких
двухместных самолетов «Сигма Классик». Деньги (уже порядка $1,3 млн) в
это предприятие вкладывает Верин муж, занимающийся в столице розничной
торговлей.
«Сигму» разработал и запатентовал конструктор Сергей Игнатьев из
подмосковного Жуковского. Стоит модель около $80 000, работает на
бензине, развивает скорость до 200 км/ч. До знакомства с Ивахиными
Игнатьев успел за шесть лет собрать кустарным способом несколько
образцов.
У Веры амбиций больше: производить по два самолета в месяц, открыть в
Подмосковье специализированный салон. Она зарегистрировала под проект
фирму «Вираж» и перевезла производство в Воронеж — там предоставлялось
оборудование и льготы по аренде. Техническими вопросами занимаются
конструкторы, а владелица сосредоточилась на управлении. Каковы успехи?
«Вираж» собирает на заказ уже третий самолет; Ивахина ведет переговоры с
турецкими отелями о поставках техники для развлечения туристов и ищет
частную школу, чтобы перевезти детей поближе к месту работы.
Игорь Коршун делает самые маленькие в мире диктофоны
Выпускник МФТИ Игорь Коршун прославился тем, что сконструировал
первый российский телефонный определитель номера (АОН). Его фирма
«Телесистемы» выпускала эти устройства с начала 1990-х годов. Потом АОНы
стали производить все кому не лень, и Коршун решил делать новые
приборы: миниатюрные диктофоны.
Спрос на них был, конечно, не таким, как на определители номера. Зато
диктофон Edic-Mini А2М, сделанный в Зеленограде, попал в Книгу рекордов
Гиннесса как самый маленький в мире: всего 4 см в длину, вес 8 г. А в
прошлом году Коршун побил свой же рекорд, выпустив модель на 2 г легче.
Всего у фирмы более 30 моделей мини-диктофонов стоимостью от 4300 рублей
до 40 000 рублей.
Единственный отечественный конкурент — диктофоны «Гном», которые
делает Центр речевых технологий из Санкт-Петербурга, — в 10 раз тяжелее.
«Размер — это надводная часть айсберга, — уверяет Коршун. — У нас масса
уникальных параметров, например большая чувствительность и низкое
энергопотребление».
Впрочем, треть покупателей технические параметры не волнуют вовсе —
им просто хочется иметь необычную вещицу; у Коршуна есть для них модель в
позолоченном корпусе. Хорошо ли продаются приборы? Этот товар приносит
около 30 млн рублей выручки в год.
Александр Таланов делает надувные танки. Армия их охотно покупает
«С какой стати здесь поставили С-300?!» — возмущался знаменитый
конструктор военной техники Александр Лиманский (ныне покойн
|