Бренды, представленные в этом рейтинге, за пять или менее лет
достигли оборота 1 млрд рублей. И не всегда для быстрого роста продаж
нужен огромный бюджет. В топ-10 есть марка, чей рекламный бюджет в
полтора раза меньше, чем у конкурента.
Но чем больше амбиции и масштаб бизнеса, тем важнее инвестиции в
рекламу. «Балтика» вряд ли смогла бы до сих пор удерживать за собой
первое место в иерархии российских потребительских брендов, если бы не
была среди них крупнейшим рекламодателем.
Балтика
Владелец: Carlsberg
Год создания: 1992
Продажи: 72,5 млрд рублей
Реклама: 708 млн рублей
«Балтика» — флагманский бренд крупнейшей пивоваренной компании
России. Изначально петербургский, сейчас выпускается на 10 российских и
одном азербайджанском заводе компании «Балтика», а также по лицензии на
Украине, в Узбекистане и Казахстане. Из десяти сортов пива под этой
маркой наиболее популярна «Балтика №3» (экспортируется более чем в 40
стран мира). Несмотря на резкое повышение акцизов в 2010 году, ударившее
по продажам пивоваров, бренд «Балтика» остался лидером рынка с долей
около 15%.
Простоквашино
Владелец: Юнимилк
Год создания: 2002
Продажи: 30,6 млрд рублей
Реклама: 223 млн рублей
Объединив более 20 молочных предприятий по всей России, компания
«Юнимилк» начала превращать эту прежде региональную марку в национальный
бренд в 2007 году. За два года задача была выполнена. Усилия «Юнимилк»
были оценены по достоинству: в июне 2010 года Danone объявил о слиянии
своего российского бизнеса с «Юнимилк». Прежним акционерам «Юнимилка» в
новой компании принадлежит 42% акций.
Зеленая марка
Владелец: Central European Distribution Corporation
Год создания: 2003
Продажи: 24,7 млрд рублей
Реклама: 34 млн рублей
«Зеленую марку» придумал Вадим Касьянов — владелец небольшой фирмы,
размещавшей заказы на водочных заводах. В 2003 году права на марку
выкупила компания «Русский алкоголь», в которой Касьянов стал директором
по маркетингу. Новый масштаб бизнеса позволил ему сделать «Зеленую
марку» одной из самых популярных водок в России. С 2009 года бренд
принадлежит польской Central European Distribution Corporation,
последовательно выкупившей 100% акций компании.
ОстаNкино
Владелец: Останкинский
мясоперерабатывающий комбинат
Год создания: 2004
Продажи: 22 млрд рублей
Реклама: < 1 млн рублей (марка рекламировалась только на региональном
ТВ)
Останкинский мясокомбинат был построен в 1954 году и неоднократно
менял название и дизайн своей марки. В нынешнем виде она существует с
2004 года. За последние пять лет выпуск продукции под этим брендом вырос
на 60%, в то время как на столичных и подмосковных заводах группы
«Черкизово» и «Микояновского мясокомбината» производство сократилось на
треть. ОМПК превратился в холдинг, владеющий тремя заводами,
свиноводческими комплексами и сетью фирменных магазинов.
Клинское
Владелец: SUN InBev
Год создания: 1981
Продажи: 20,7 млрд рублей
Реклама: 454 млн рублей
До 1999 года «Клинское» было провинциальной маркой пива, время от
времени поставлявшейся в Москву. Купив Клинский пивоваренный комбинат,
холдинг SUN Interbrew (будущий SUN InBev) начал активно раскручивать
марку, первым среди пивоваров сделав ставку на молодежную аудиторию.
Сейчас «Клинское» — пивной бренд №3 в России после универсального
«Жигулевского». Один из поклонников бренда умудрился собрать 14 000
промокодов с банок и бутылок «Клинского», за что был премирован поездкой
в Египет.
Домик в деревне
Владелец: Вимм-Билль-Данн
Год создания: 1997
Продажи: 20,2 млрд рублей
Реклама: 460 млн рублей
«Домик в деревне» придумал один из основателей «Вимм-Билль-Данн»
Сергей Пластинин. Теперь он бывший акционер. В прошлом году PepsiCo
договорилась о выкупе всех долей учредителей «Вимм-Билль-Данн» (всего
66% акций за $3,8 млрд). Корпорации, ранее не интересовавшейся молочным
производством, понадобились не только соковые активы российской
компании. Как объявило руководство PepsiCo, покупка «Вимм-Билль-Данн»
дает ей «платформу для мощного роста в категории молочных продуктов».
Добрый
Владелец: Coca-Cola
Год создания: 1998
Продажи: 18,7 млрд рублей
Реклама: 594 млн рублей
Марка «Добрый» лидирует на рынке соков с 2003 года. В 2005 году
компанию-производителя «Мултон» за $501 млн приобрела Coca-Cola. Не
столько ради мощностей (два завода — в Санкт-Петербурге и в
Подмосковье), сколько ради марок с высокой долей рынка. Под брендом
«Добрый» выпускаются также морсы и — с 2008 года — чай с экстрактом трав
и ягод. Как утверждают в компании, продукцию под брендом «Добрый» пьет
половина россиян, 70 млн человек.
Чудо
Владелец: Вимм-Билль-Данн
Год создания: 1998
Продажи: 18,3 млрд рублей
Реклама: 797,3 млн рублей
«Чудо» — самая популярная в России марка в категории йогуртных и
десертных молочных продуктов с долей рынка 5,2%. Первый продукт под
названием «Чудо» — йогурт — появился на волне импортозамещения. Затем
«Вимм-Билль-Данн» наладил выпуск «Чудо-творожка», «Чудо-молока»,
«Чудо-коктейля» и т. д. В 2000 году «Чудо» превратили в зонтичный бренд,
а упаковки всех продуктов привели к единому стилю.
Ява
Владелец: British American Tobacco
Год создания: 1966
Продажи: 18,3 млрд рублей
Реклама: 11,8 млн рублей
Старейшая российская марка сигарет с фильтром не нуждается в
массированной рекламе. Указанные расходы — рекламный бюджет «Явы
Золотой». Компания British American Tobacco, купившая фабрику «Ява» в
начале 1990-х, до сих пор выпускает и классическую «Яву» в мягкой пачке.
Бренд прочно удерживает лидерство среди локальных марок сигарет,
занимая около 5% российского табачного рынка. Ближайший конкурент —
созданный корпорацией JTI патриотический бренд «Петр I» — удерживает на
2% меньше.
Фруктовый сад
Владелец: PepsiCo
Год создания: 2000
Продажи: 15,6 млрд рублей
Реклама: 389,6 млн рублей
Когда головной офис сокового завода «Лебедянский» переехал из
Липецкой области в Москву, его маркетологи решили придумать новую марку
недорогого сока для продвижения на общероссийском уровне. Так появился
«Фруктовый сад», ставший гораздо популярнее «Тонуса» — самого первого
бренда «Лебедянского». С 2008 года «Фруктовый сад» принадлежит PepsiCo,
купившей соковый бизнес «Лебедянского».
|