10 советов для тех, кто хочет, чтобы их работы стали больше, чем
просто красивые картинки; для тех, кому кажется, будто им есть, что
сказать через фотографию.
Всегда носите с собой камеру
По барабану, как на это будут глядеть окружающие. Бывает идёшь и
видишь — кадр, а снять нечем, и полдня потом себя за это коришь.
Убеждаешь, мол, повторится, мало ли, не в последний раз тут хожу. Не
повторяется.
Поймите меня правильно, не надо заставлять себя фотографировать всё
подряд. Нужно, чтобы появился органический рефлекс схожий с выписыванием
понравившихся фраз из книги, которую читаешь. Я знаю, некоторые люди
подчёркивают любимые предложения карандашиком в процессе чтения. И часто
к концу главы уже забывают, что наподчёркивали. Мы привыкли выделять в
окружающей действительности места и моменты. Привыкли говорить себе: «О,
это надо запомнить»! Осталось связать эту мысль с нажатием кнопки
спуска затвора камеры привычкой.
Это, мне кажется, не сильно должно изменить «ритм жизни». Новая
привычка сродни решению бегать по утрам. Просто и эффективно.
Дополнительный совет: каждый раз выходя из дома, представляйте, что
вы турист и процесс фотографирования станет для вас более естественным.
Вы будто здесь проездом, и никогда больше в этим места не вернетесь.
Если объектом уличной съёмки стал человек и он заметил — вежливо, жестом
или словами спросите, не против ли он. И улыбайтесь, улыбайтесь! Этот
универсальный язык понятен даже шимпанзе.
Берегись микро-звёздной болезни
Иными словами свою «гениальность» нужно душить. После короткого
периода ознакомления с технической стороной процесса — инструкции по
применению к фотоаппарату и википедию в общем случае достаточно —
наступает опасный период: очень многие снимки кажутся исключительно
хорошими, а «они все» ничего не понимают.
Фотография, как только её автор отжал кнопку на камере, живёт своей
жизнью. Она либо хорошая, либо плохая. Мы отставим в стороную
технические убожества вроде дефокуса, хоть и они порой очень неплохо
работают. Настоящая фотография — «работает». Это видно в общем случае
всем, кто обладает хоть каким-то вкусом.
Не надо бояться выбросить карточку, в которой, если вот тут
подтянуть, то как бы появится смысл. Моментов чрезвычайно много, не
этот, так другой получится поймать. Одна из важнейших, если не самая
важная часть навыка фотографа — холодная голова и умение отсеивать брак.
Жёсткая самокритика, само собой, хороша до момента, пока она не
приводит к самоуничижению. Основной «месседж» меняться не должен — чтобы
фотографировать, нужно фотографировать, и всё получится. Не стоит
думать, что большие мастера снимают исключительно шедевры. Это крайне
редкое явление. У них из тысячи фотографий, снятых за полный рабочий
день, в финальную серию попадает в лучшем случае — одна. Зато какая!
Не слушайте почти никого
Всякая каракулина, созданная неумелыми, но неуёмными руками ребёнка у
мамы-папы-бабушки вызывает восторг. Его степень показывает лишь то,
насколько эти люди любят ребёнка, и никак не связана с уровнем его
«работ». Оттого, очевидно, к реакции родных и близких вряд ли стоит
прислушиваться.
Вася из фото-ателье через дорогу скорее всего способен на пальцах
объяснить о том, какова связь между диафрагмой и выдержкой, однако вряд
ли поможет как-то продвинуться в творческом плане. Чаще всего опасно
хотеть делать, как он. Лучше всего выбрать себе большого, настоящего
кумира: Роберт Мапплторп, Генри Картье-Брессон, Пинхасов. Общеизвестно,
что Кэмерон и Джексон независимо друг от друга когда-то поставили перед
собой задачу — создать свои «Звёздные войны». И у них получилось.
Внутренняя амбициозность и, что немаловажно, внешняя скромность — очень
важное сочетание черт хорошего фотографа. Упомянутый выше Вася из
фотоателье скорее всего имеет таковые в обратной пропорции.
Повесьте где-нибудь над столом: «У настоящего фотографа нет времени
на ругань в говнофорумах». Ни к чему слушать любителей. Обсуждения на
фотосайтах напоминают спорящих детей, которые играют в художников. Шума
много — смысла мало. Надо делом заниматься.
Стиль придёт сам
Попытка решить проблему с выбором стиля — пустая трата времени. Люди
очень похожи друг на друга физически, химически и биологически, однако,
восприятие у всякого разное. Поэтому спустя какое-то время вы с
удивлением услышите фразу в духе: «Ну, это по стилю очень похоже на
тебя». Вот и всё — у вас появился собственный стиль. Со временем эту
фразу вы будете слышать чаще.
Как в случае с болтовнёй на фотофорумах — не нужно обсуждать на
каждом углу, что вы хотели сказать своими работами и почему выбрали
такой цвет и ракурс — это совершенно неважно, хорошая фотография сама
рассказывает историю. В том и магия.
Техника — ничто, знание — всё
Удивительной красоты фотографии получались и сто, и пятьдесят лет
назад. Всегда найдётся кто-то, у кого шума в матрице меньше, линзы
светлее и мегапикселей больше. Имея некоторый бюджет и чуточку рвения
можно очень просто и дёшево с точки зрения времязатрат научиться
качественно фотографировать. Это скучно, это могут все. Фото-онанизм
двигает технический прогресс, но к художественным результатам приводит
окольным путём. Не тратьте время на форумах, не обсуждайте линзы,
глубины резкости и методы обработки. Фотографируйте!
Пятый пункт, невзирая на то, что он в середине списка, один из самых
весомых. Неумение пользоваться всеми функциями камеры многих
останавливает. А ведь не было раньше никаких стабилизаторов и
автокорректировки шума на фотографиях с большой выдержкой — это нюансы.
Досконально разберитесь со взаимной зависимостью диафрагмы, выдержки и
экспозиции — это всё, что нужно знать на этом этапе.
Важно, не КАК снимать, а ЧТО снимать. Поверите или нет, но большие
журналы берут необработанные фотографии в формате JPG с шумом и
артефактами. Были бы картинки со смыслом, а «фотошоп» или нет — это в
общем случае не очень важно. Если только дело не касается достоверности
информации, как относительно недавно было в случае с дорисованными
ракетами.
Тем не менее, как следует из заголовка, знать техническую часть
нужно. Благо для её изучения существуют миллионы бесплатных ресурсов.
Самообразование — одно из крупнейших достижений информационного века, в
котором мы с вами живём. Тихонько читайте, пробуйте.
Чудес, как и возможности изучить иностранный язык во сне, не бывает —
учить придётся обычным методом проб и ошибок. Нет таких
супер-эффективных мастер-классов, которые научили бы фотографировать.
Проще всего изучать новое по мере необходимости. Захотелось, чтобы
«больше в кадр влазило» — от общего к частному: поискал в яндексе, узнал
про широкоугольные объективы, взял у товарища попробовать, понравилось,
купил свой, разобрался, копнул глубже.
Отдельный совет: прочтите хотя бы одну, желательно серьёзную книгу по
композиции. Появятся идеи о том, какие правила можно нарушать. В этом
пласте чуть-чуть неправильных фотографий, мне кажется, и прячется
настоящее искусство. Стерильная красота мало кому интересна.
Старайтесь мыслить шире одного кадра
Одиночные снимки бывают исключительно удачными, но в целом мало кого
интересуют. Для более полного выражения своих идей старайтесь создавать
небольшие серии. Попробуйте разные углы, разные подходы. Сами удивитесь,
как хорошо это действует на зрителей — каждый находит что-то своё.
Представьте, насколько по-разному может понравиться посетителям
ресторана одно и то же блюдо. Группируйте работы разных лет, объединяйте
их единым смыслом, выбирайте лучшие. Конечно, я не могу сказать,
сколько должно быть фотографий в серии, это зависит от предмета съёмки и
сюжета, однако, обычно больше дюжины не нужно.
Арт стоит на болтовне
Если у вас наличествуют какие-то амбиции, касающиеся попадания в
арт-среду и закрепления в ней, то, как бы это ни было противно и нудно,
нужно держать фотоархив в порядке. К сериям писать описания в один два
абзаца, чтобы потенциальному фото-редактору было понятно, о чём всё это.
К фотографиям обязательно приписывать, где это сделано, при каких
обстоятельствах, и что на ней изображено. Если люди, то кто они и, по
возможности, как их зовут.
Учите английский язык
Без этого никак. Мировая фото-тусовка говорит именно на этом языке.
Кроме этого учитесь писать грамотно и связно. Если у вас не очень с
письменным английским, внятный русский текст упростит работу
переводчикам. И, того глядишь, вашу статью напечатают, вашу фотографию
заметят, интервью возьмут.
ВСЕГДА есть, что снимать
Знаете ли вы о бытующем мнении, что Россия — самая «неснятая» страна.
Французские фотографы с большими телевиками уже побывали в каждом
закоулке дикой Африки и залезли в самые глухие ледяные пещеры
Антарктиды. Пользуйтесь тем, что есть вокруг. Миллион тому примеров, что
простые эмоции, простые предметы и окружение порой гораздо интереснее
заморской экзотики. До чего утомили уже эти индийские дети с большими
глазами и худыми ладошками! Если вы ищете для себя оправдания в духе
«да, там в Перу, конечно, чего бы ни снимать, всё такое фактурное и
характерное», то, вероятно, вы не очень хотите заниматься фотографией.
Дело ваше.
Заведите маленький карманный блокнотик или смартфон и записывайте
туда идеи, приходящие в голову. Как бы это глупо ни звучало, но очень
эффективно с точки зрения улова держать записную книжку у кровати — идеи
чаще всего приходят, как в глазах стемнеет.
Снимите 50 000 фотографий
Самый простой совет. Это условное число, конечно. Но, будьте уверены,
по его достижении вы не только получите вполе конкретный опыт, и
по-настоящему задумаетесь о следующей ступении фото-развития. Но это
будет уже совсем другая история.
Молодых и талантливых чрезвычайно много. Целеустремлённый и готовых
довести дело до конца — гораздо меньше.
|